Анатолий   Статейнов.

Статья  об  авторе  А. Грешилове,  основанная  на  его  воспоминаниях,    цитатах  и  устных  рассказах  о  себе,  моих  личных  впечатлениях  и  официальных  источниках  информации.  Текст  этой  статьи,  а  также  использование  цитат  и  отдельных  словесных  выражений  из  его  воспоминаний  и  рассказов  без  лишних  ссылок  на  источники  согласованы  и  одобрены  А. Грешиловым.                                                                                      

 

 

Анатолий  Грешилов   родился  в  1946  году  в  городе  Белгороде.     Заслуженный  архитектор  РФ,  член  Союза  архитекторов  России,  член  Союза  писателей  России. 

     Самый  толстый  ученик  в  классе  по  прозвищу  Чудик - младший,  жил  через  дорогу  и  потому  зимой  ходил  в  школу  без  пальто  и  шапки,  избегая  толчеи  в  скученном  гардеробе.  Тогда,  ещё   учились  чистописанию  деревянными  ручками  с  металлическими  перьями,  макая  их  в  чернильницы,  которые  приносили  из  дома.  Белые  керамические  (у  девочек  в  мешочках  с  вышитым  цветочком  и  затягивающимися  завязками)  и  эбонитовые  коричневые  (у  мальчиков   в  углу  на  дне  ранца  или  в  кармане)  ставились  в  специальные  круглые  гнёзда  на  чёрных  столешницах  парт,  всегда  пахнущих  долго  не  высыхающей  масляной  краской  после  косметического  подновления  на  летних  каникулах.  Иногда  настолько липкой,  что  приходилось  стелить  газеты,  обрывки  которых  навечно  впаивались  в  сиденья  и  спинки  рыжих  парт.   Назывались  чернильницы  непроливайками,  поэтому  не  было  учебника  или  портфеля,  мебели  или  подоконника  (не  в  счёт  пальцы  и  носы,  подтиравшиеся  этими  пальцами),  не  пестревших  вездесущими  фиолетовыми    клеймами,  подтверждающими  принадлежность  меченых  предметов  к  таинственному  миру  познаний.  

     Единственным  мужчиной  среди  учителей  был  фронтовик,  классный  руководитель,  израненный  и  суровый  скрипуче  прихрамывающий  при  ходьбе.  Весь  его  путь  от  учительской  до  закрытой  двери,  перед  началом  урока,  отчетливо  прослушивался  в   притихшем  классе.  Он  был  олицетворением  настоящего   воина  и  когда  с  отвращением  писал  на  доске,  мел  крошился,  издавал  омерзительное  повизгивание,  подобно  гвоздю,  елозящему  по  стеклу,  и  падал  кусками  на  пол,  чтобы  сгинуть  под  железной  подковой  офицерского  сапога  на  правой  своей  ноге.

     Выяснив  однажды,  что  младший  брат  Чудика  живет  не  то  что  недалече,  а  совсем  рядом  и  ближе  всех,  поручил  ему  ежедневно  в  конце  занятий  уносить  домой  и  приносить  утром  деревянный  ящик  с  чернильницами  для  всего  класса  и  расставлять  до  уроков  по  одной  на  парту.  Послушный  ученик  усовершенствовал  ящик,  прибив  сверху  «для  удобства»  фанерку  с  выпиленными  лобзиком  круглыми  отверстиями,  куда  вставлял  чернильницы  для  учеников  и  одну  для  учителя.  Однажды  оставил  ящик  на  ночь  в  сенях.  Чернила  замёрзли.  А  первым  уроком  был  то  ли  диктант,  то  ли  сочинение…  Учитель  был  явно  раздосадован  и  заметнее  обычного  припадал  на  одну  ногу. 

     Каждодневная  ноша  и  чувство  обреченности  на  вечное  дежурство,  тяготили  отрока.  Однажды,  может  быть  в  утешение,  подарили  ему  толстую  пачку  приятных  на  ощупь  плотных  лощеных  листочков,  размером  с  записную  книжку,  восхитительной  невинной  белизны.  Принялся  он  исписывать  их  микроскопическим  почерком  заточенным,  как  игла,  карандашом,   историями  про  войну  и  пиратов.  Потом  белой  ниткой  сшивал  в  книжечки.  Военные  сюжеты  не  требовали  усилий,  окружающий  мир  был  наполнен  живыми  воспоминаниями  о  недавней  Великой  войне.  А  сцены  жестоких  поединков  морских  разбойников  напоминали  свидетельские  показания  участника  уличных  драк.  Он  не  испытывал  трудности  и  в  поисках  имён  для  самых  отважных,   благородных  и  гордых  героев  своих  повествований,  давая  им  полные  имена  и  фамилии  (а  иногда  и  адреса)  своих  однокашников.  И  конечно  не  по  этой  причине,  читая  его  творения,  хлопцы   требовали  продолжения  «ну  и  шо   там  дальше-то  будет, я  их  уделаю?».  Чаще  других  сверхположительными  героями  становились  те,  кто  как  Валентин  Литвинов,  покидая  класс  после  уроков,  сам  приносил  и  ставил  свою  чернильницу  в  чудиков  ящик, а  не  оставлял  её  уходя  домой  на  своей  парте.  Девчонки  долго  не  расставаясь  с  уже  ненужными   батистовыми  мешочкам  с  ручной  вышивкой,  раздумывали  над  предложением  практичной  Ларисы  Ефремовой  подарить  их  в  качестве  кисетов  для  махорки  будущим  призывникам  в   День  Красной  армии.   Вряд  ли  они  завидовали  той  из  них,  чьё  имя  и  фамилию  носил  единственный   женский  персонаж,  неутомимо  участвовавший  во  всех  перипетиях.   Вера  Беляева  то  спасала  «раненого  на  поле  боя»  соседа  по  парте  Бориса  Орлова,  то  шла  в  разведку  с  «гвардии  капитаном»  Анатолием  Ушаковым  в  оккупированную  зону    с  заведомо  проваленными  явками,  без  точного  знания  пароля  и  отзыва.  Упоминалась  в  текстах   часто,   но  кратко.  И  приключение  для  неё  всегда  кончалось  тяжелым,  почти  смертельным  ранением,   а  иногда  даже  и  угрозой  ампутации.

     Один  из  рассказов  с  погоней   начинался  словами:  «Пулемёт  глотнул  кусок  ленты,  и  всадник  вывалился  из  седла».  Фраза  была  им  заимствована  из  настоящей  книжки,  но  так  очаровала  придумщика, что  повторялась  ещё  не  раз  с  различными  уточнениями –«заглотнул  большой  кусок  ленты»,   «и  заглотнул  всю  пулемётную   ленту»,  но  во  всех  вариантах  всегда    и  неотвратимо  «всадник  вываливался  из  седла».    

     Пришло  время,  когда  разрешили  в  школах  пользоваться  авторучками.  Где  сейчас  тот  дырчатый  ящик  с  пересохшими  непроливайками?  Говорят,  видели  подобный  в  одном  частном  пришкольном   музее,  созданном  и  при  участии  бывшего  ученика,  жившего  когда-то  рядом  со  школой. 

     Интерес  к  учебному  предмету  возникает  от  любви  к  Учителю,  так  мыслили  старшеклассники,  преуспевающие  в  гуманитарных  науках,  поочередно  влюбляясь  в  русских  красавиц – директора  школы  № 10  Анну  Мерчанскую  и  учителя  русского  языка  и  литературы  Раису  Гончаренко.     

     С  детства  подверженный  двум  страстям – рисованию  и  сочинительству,  изрисовал  картинками  внутренние  белые  стороны  твердых  переплетов  аккуратных  учебников  всех  одноклассниц.  Учебники  тогда  не  отбирались  тупо  в  конце  учебного  года,  а  были  личными  и  логично  оставались  при  владельце,  как  память  и  семейная  реликвия.  Взрослея  на  сухопутных  равнинах  Белгородщины,  мечтал  связать  свою  судьбу  с  морем  по  примеру  родственника  Михаила  Васильевича  Грешилова,  командира  подводной  лодки,  Героя  Советского  Союза.  Позже,  учась  в  одиннадцатом  классе,  готовился  к  поступлению  в  высшее  авиационное  училище  летчиков-истребителей.  По  направлению  военкомата  прошел  все  предварительные  необходимые  медкомиссии  и  …  подал  документы  на  архитектурный  факультет.  Возможно,  причиной  тому было  то  обстоятельство,  что  семья  строила  свой  дом,  как  тогда  говорили,  в  частном  секторе.  Все  детство  и  школьные  годы  прошли  в  условиях  стройплощадки  с  участием  во  всех  видах  строительных  ремесел,  включая  архаичный  мучительный  способ  распиливания  вручную  пятиметровых  бревен  по  длине  на  доски   с  помощью  специальных  широких  пил  и  высоких  подмостей.  Зубья  пилы  часто  отчаянно  звякали,  натыкаясь  на  осколки снарядов  недавней  войны,  засевшие  в  стволах  свежеспиленных  деревьев.  

    Позже,  зуд  сочинительства  не  оставлял  долговязого  студента  и  на  лекциях  в  институте  (кроме  ставших  буквально  судьбоносными  в  унылые  дни  отчаяния  и  сомнений  в  правильности  выбранного  пути,  читаемых  Александром  Лейбфрейдом  и  Оксаной  Андреевной).    Конспекты    по  политэкономии  и  научному  коммунизму    снисходительно  уступали  по  объёмности  гроссбуху,   заполняемому  в  соавторстве  с   Гришей  Ерёменко  рифмованными  и  вольными  текстами,  не  обремененными  оковами  логики  и  путами  здравого  смысла,  но  призывающими  зреть  свет  истины  в  тогдашних  публикациях   журнала  «Юность»  и  «Затоваренной  бочкотаре»  Василия  Аксенова.  За  окном  аудитории  шел  зимний  дождик,  по  приметам,  к  счастью.  Он  и  его  тогдашняя  «Муза»,  а  ныне  академик  киевской  Академии  оригинальных  идей,  ещё  краснели,  встретившись  взглядами,  ещё  относительно  молоды  фронтовики  с  тусклыми  боевыми  наградами  и  редким  ещё  блеском  юбилейных.  Но  первые  земляне  уже  готовы  оставить  следы  на  пачкающемся  и  дурно  пахнущем  лунном  песке,  а  под  сводами  гулких  коридоров  альма – матер  и  над  тесным  курдонером  перед  шестиэтажным  памятником  архитектуры  конструктивизма  на  улице  Сумская  40,  уже  витало  предчувствие  дальних  странствий  и  грядущей  эпохи  плохих  астероидов.

 

Анатолий  приехал  в  Красноярск  в  69  году  прошлого  века  после  окончания  архитектурного  факультета  для  работы  в  Сибирском  филиале    ведущего  проектного  института    страны,  именовавшийся   до  недавнего  времени  ВНИПИЭТом.  Было  это  в  жаркий  день  7 августа.  Молодого  специалиста,  как  потом  он  узнал,  на  вокзале  встречала  машина  и  девушка  из  отдела  кадров  с  букетом  цветов,  но  они  из-за  его  нерасторопности  разминулись.  Потому  до  секретного  неведомого  таинственного  города  Красноярск – 26  добирался  самостоятельно.  Знающий  всё  на  свете  начальник  вокзала,  после  проверки  документов,  из  окна  своего  кабинета  указал  глазами  на  неприметный  газетный  киоск  рядом  с  будкой  сапожника:  «Спросишь  билет  на  автобус  до  «Девятки».  Автобус  с  надписью  «заказной»  ходит  через  час – полтора». 

Как  и  многие  из  его  романтичного  поколения,  мечтал  проектировать  и  строить  совершенно  новые  города,  города  будущего  в  необжитых  краях  на  неосвоенных  территориях.  Как  пелось  тогда  в  песне:  «На  память  людям  города  дарить».  Нынче  подобные  воззрения  и  устремления  -  «не  формат».

Его  студенческая  мечта  осуществилась:  проектирует  и  строит   по  авторским  проектам  индивидуальной  разработки  объекты  самого  различного    назначения  в  городе  мечты,  построенном  на  месте  глухой  тайги,  на  берегу  великой  сибирской  реки  Енисей.  Он  раскинулся  своеобразным  ожерельем   вокруг  своей  голубой  жемчужины – городского  сакрального  озера  с  реликтовым  парком.  Проектирует  и  строит  для  многих  других  городов  России.  Наиболее  значимые  и  крупные  авторские  объекты  приведены  в  его  монографии  «Проекты  и  постройки».  Среди  них -   Дворец  бракосочетаний,  Дома  культуры,  торговые  центры.  Собор  Михаила  Архангела  с  Воскресной  школой,  монумент  Поклонного  Креста,  Дворец  Правосудия,  Школа  космонавтики,  Дом  молодёжи,  Красноярская  государственная  Академия  музыки  и  театра  имени  Дмитрия  Хворостовского  (он  учился  в  ней  и помогал  финансировать  строительство),  проект  ТЮЗа,  здание  МЧС  Сибирского  округа,  проекты  православных  Храмов,  культурно-исторический  центр  на  территории  Спасского  мужского  монастыря,  спортивные  объекты  Всемирной  Универсиады  2019  и  др.  Автор  серии  жилых  зданий  оригинальной  лучевой  системы  планировки.  Многие  авторские  объекты  за  высокое  качество  архитектурно-планировочных  решений  отмечены  Дипломами  Госстроя  Российской  Федерации.  Участник  и  призёр  многих  творческих  конкурсов  и  выставок.  Практическая  проектная  деятельность  архитектора  А. В. Грешилова,  отражает  творческую  индивидуальность  и  охватывает  все  основные  типы  жилых  и  общественных  зданий,  вносит  заметный  вклад  в  область  современной  архитектуры.  Имеет  персональную  не  ограниченную  сроком  лицензию  на  право  архитектурной  деятельности  на  всей  территории  Российской  Федерации.  Награждён  орденом  св.  благоверного  князя  Даниила  Московского,  ведомственными  наградами,  медалью  Амфилохия  Красноярского.  Утверждая,  что  у  его  профессии  нет  возраста,  работает  с  молодыми  коллегами  взаимообучаясь,  участвует  в   профессиональных  конкурсах,  устраивает   персональные  выставки  проектов,  живописи  и  графики. 

Автор  сборников  стихов  и  прозы.  Печатается  в  литературных  изданиях  Красноярска,  Оренбурга,  Тольятти,  Бийска,  журналах  «Новый  Енисейский  литератор»,  «Поэзия  на  Енисее»,  «Литература  Сибири»,  «Енисей»,  «День  и  Ночь».  На  его  стихи  написаны  песни,  автор  слов  Гимна  города  Железногорска.  Некоторые  рассказы  во  многом  биографичны – «Недолгое  ожидание  дождя»,  «Странствия  Секундино»,  «Однажды  летом».  Публикации  по  архитектуре:  журнал  «Технический  прогресс»  (серия  Строительство),  статья  «Преодоление  стереотипа».  Доклады  на  научно-технических  конференциях:  «Опыт  проектирования  института  искусств  в  краевом  центре»,  «Индивидуальные  9-12  этажные  жилые  дома  трёхлучевой  системы  планировки»,  «Конкурсные  методы  проектирования». 

Анатолий  дружен  с  известным  композитором  Геннадием  Новиковым.  Плоды  их  дружбы – несколько  песен  и  гимн  Железногорска.  Вспоминает  картинку  из  раннего  детства  -  безуспешные  попытки  воспроизвести  известную  незатейливую  мелодию  на  подаренной  трофейной  немецкой  губной  гармошке  с  хромированными  накладками  (много  их  было  тогда  в  послевоенные  годы).  Безуспешно  намаявшись,  методично  вбил  по  гвоздю  в  каждое  квадратное  отверстие  обоих  рядов  деревянного  корпуса  от  нижайших  до  самых  высоких  нот.  Позже,  на  первом  уроке  школьный  учитель  музыки  с  приросшим  к  груди  баяном,  прослушав  ученика,  навсегда  освободил  его  от  уроков  пения,  ввиду  полного  безнадежного  отсутствия  элементарного  слуха.  Возможно,  лишение  дара  обладания  музыкальным  слухом  -  было  наказанием  за  ту  варварскую  шалость  несмыслёныша.

Его  цитаты,  с  которыми  сложно  не  согласиться: 

«Всё  начинается  с  проекта.  Как  в  Библии – вначале  было  Слово  (Евангелие  от  Иоанна первая  строка).  Всё  начинается  с  проекта,  с  чистого  листа,  с  первых  линий  на  этом  листе.  Любой  процесс  созидания,   будь  то  на  Земле  или  на  Луне,  всегда  изначально   требуется  разработка  реального  Проекта.  При  этом  надо  стараться  не  плодить  здания-клоны,  а  искать  и  находить  свой  неповторимый  образ  для  каждого.

Человеку  всегда  необходимо  найти  Дело  всей  жизни.  Тогда  она  будет  подобна  тому,  как  образно  описал  свою  жизнь  Исаак  Ньютон:  я  будто  брожу  по  солнечному  морскому  берегу,  ищу,  нахожу  и  играюсь  цветастыми  камушками  и  чудными  яркими  ракушками,  а  передо  мной  расстилается  Океан  Неизведанного». 

Общее  представление  об  особенностях  его  литературного  творчества,  возможно,  дополнит  выписка  из  аннотация  к  книге  «Сыны  грома»,  приводимая  ниже. 

     «Книга  рассказов  Анатолия  Васильевича  Грешилова  «Сыны  грома»  изданная  в  издательстве  «Библиотечка  литературного  альманаха  Новый  Енисейский  литератор»  в  городе  Красноярске  по  проекту  главного  редактора  альманаха  Сергея  Николаевича  Кузичкина.  Литературный  редактор  Андрей  Васильевич  Леонтьев,  технический  редактор  Станислав  Сергеевич  Феньков.  Книга  отпечатана  в  типографии  «Семицвет»  в  городе  Красноярске.  Начало  каждого  рассказа  предваряет  полноцветная  оригинальная  заглавная  иллюстрация  (внутренние  шмуцтитулы)  с  названием  рассказа.  Все  иллюстрации  исполнены  автором  и  оформлены  техническим  редактором  С. С. Феньковым.  В  книгу  вошли  рассказы  различные  по  времени  действия,  содержанию,  тематике,  композиционному  построению.  От  почти  эпического  повествования  с  неожиданной  авторской  трактовкой  исторических  событий,  происходивших  буквально  накануне  Куликовской  битвы  до  новелл  о  современной  действительности. 

Читатель  в  оригинальных  сюжетах  обретет  много  полезных  сведений  и  интересной  информации  о  представленных  в  новом  ракурсе  известных  событиях  Великой  Отечественной  войны,  послевоенного  времени  от  эпохи  Гагарина  и  развитого  социализма  до  рыночной  экономики  «либерального»  капитализма.  Автор  точен  в  деталях  и  так  убедительно  и  реалистично  излагает  все  перипетии  происходящего,  что  после  прочтения  не  оставляет  ощущение  причастности,  будто  и  ты  сам,  как  минимум,  был,  если  не  активным  участником,  то  уж  наверняка  свидетелем  сюжетных  событий.  К  заслуге  автора  можно  отнести  и  филигранные  зарисовки  природы  и  природных  явлений,  всегда  отражающих  сугубо  индивидуальное  личное  восприятие  сочинителем  окружающего  мира.  Изящно  вышитые  на  текстовом  полотне,  они  часто  претендуют  на  вхождение  в  круг  действующих  лиц  в  качестве  символических  персонажей  и  вовсе  даже  не  второстепенных.

Своеобразная  манера  письма,  присущая  автору,  когда  выверено  каждое  слово,  не  поощряет  мимолетное  беглое  чтение,  но  предполагает  неторопливое  и  вдумчивое  «вхождение»  в  текст  и  тогда  вдруг  ощущаешь  себя  в  плену  внутренней  скрытой  мелодии  и  ритма.  Отдельные  слова,  казавшиеся  до  селе  почти  неуместными,  живо  наполняются  смысловым  содержанием  и  конкретикой,  почти  никогда  не  лежавшими  на  поверхности.  Счастливой  судьбой  одарены  те  немногие  литературные  произведения,  которые  по  прошествии  какого-либо  времени  хочется  перечесть  вновь  и  вновь.  Это  сродни  тяги  к  общению  со  старыми  верными  друзьями.  Проза  Анатолия  Грешилова  обладает  этим  свойством.  Не  остаются  незамеченными  и  произведения  автора,  изданные  ранее  в  Железногорске  и  Красноярске,  сборник  стихов  «Косой  дождь»,  книга  стихов  и  прозы  «Алькор  и  Мицар».